Почему казахстанцам больше не предлагают «Народное IPO»


Что такое IPO – определение термина

IPO – это аббревиатура английского термина Initial Public Offering, что дословно расшифровывается как «Первичное публичное предложение». В ходе IPO (читается как ай-пи-о) эмитент предлагает свои акции на покупку всем желающим – т.е. неограниченному числу лиц. Если говорить простыми словами, то IPO – это продажа акций на бирже в первый раз. Потом акции обращаются уже на вторичном рынке – на фондовой секции международной биржи.

Конечно, с бухты-барахты на IPO никто не выходит – этому процессу предшествует длительная подготовка + маркетинговая компания, чтобы создать ажиотаж и привлечь побольше покупателей. Плюс обычно привлекается несколько так называемых якорных инвесторов, которые приобретают большую часть размещаемых акций. Обычно таковыми выступают инвестиционные фонды, коммерческие банки, крупные частные инвесторы и т.д.

Выход на IPO – это уже совсем другой уровень компании. Она становится публичной – т.е. ее владельцами могут выступать буквально любые лица. Компания публикует свою отчетность в открытом виде и должна делиться прибылью со своими владельцами – то бишь акционерами. Разделение прибыли производится в виде дивидендов.
https://youtu.be/https://www.youtube.com/watch?v=-oYoDg1Mf_w

Покупка акций при IPO 


Частные инвесторы не имеют никакой возможности заранее приобрести комплект акций до начала официальных торгов на биржевых площадках. Трейдерам профессионалы советуют не спешить в первые дни приобретать в большом количестве только что выставленные на официальные торги акции, так как их волатильность непредсказуема.

Стоимость акций может варьироваться еще несколько дней. Но уже в течение нескольких дней их цена установится и зафиксируется в пороговых значениях стабильного курса. Если не соблюсти это правило, то можно потерять больше, чем приобрести.

Задачи IPO

Для чего вообще проводят IPO и почему компании выгодно делиться прибылью с акционерами? (Ну тут небольшая оговорка: на самом деле далеко не все компании платят дивиденды – тот же Гугл, например, так и ни разу ничего не заплатил. Но цель покупки акций – это не только получение дивидендов, но и заработок на увеличении курса ценной бумаги.)

Главная цель IPO – это привлечение капитала, который можно использовать дальше для личного обогащения развития бизнеса и инвестиций.

Часто с помощью IPO увеличивают уставный капитал компании или производят докапитализацию банка (как сделал Тинькофф с помощью SPO – вторичного размещения акций).

Другие задачи:

  • получение доступа к более дешевым заимствованиям – публичные компании получают кредиты на более выгодных условиях и пользуются большим доверием со стороны инвесторов при выпуске облигаций (следовательно, по бондам можно назначить меньший купон);
  • привлечение квалифицированных сотрудников (в том числе с помощью опционов на акции или раздачи самих акций);
  • увеличение ликвидности акций – чем крупнее эмиссия, тем больше акций оказывается в обращении, при маленьком free-float появляются проблемы;
  • повышение престижа компании и бренда (куда уж без этого!);
  • налаживание отношений с новыми партнерами, поставщиками и сбытчиками (с публичной компанией работать приятнее и интересней);
  • защита от рейдерского захвата компании – чем больше акций в обращении и чем больше миноритариев, тем сложнее собрать достаточное число голосов.

Кроме того, рост числа активов позволяет компании более интенсивно развиваться, совершать сделки поглощений. Некоторые менеджеры после вывода компании на IPO и получения крупного пакета акций продают его на пике стоимости и обогащаются. Ну и не только менеджеры, но и инвесторы, естественно

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: