Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства


Инвестиционный климат регионов РФ

В текущем году рейтинг инвестиционной привлекательности впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке.
Навигация по статье

  • Инвестиционная политика региона
  • Инвестиционный климат регионов России
  • Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
  • Реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Компания, центр и корпорация регионального развития
  • Виды инвестиций по региональному признаку
  • Привлечение инвестиций в регион

От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.

Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.

Инвестиционная деятельность регионов

Инвестиционная политика государства Читать далее: Инвестиционная деятельность за 2008 год

1.3 Инвестиционная деятельность регионов

Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики. При последовательном сокращении доли федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 6,6% в 2003 г. до 3,9% в 2007 г.)[4] доля бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов продолжала держаться на уровне немногим выше 10%.

Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. В 1993-1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2008 г. около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности.[5]

В целом процесс формирования регионального инвестиционного права был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.

Имея возможность в рамках существующего федеративного устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций, региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:

— разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

— предоставление гарантий сохранности частного капитала;

— предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

— создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;

— содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

— выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты; мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;

— содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

1.4 Понятие инвестиционного климата

Инвестиционный климат является определяющим моментом при принятии иностранным инвестором решения об инвестировании в той или иной стране; он представляет собой комплексное понятие. Это совокупность политических, экономических, правовых, административных и т.п. условий деятельности иностранного инвестора, существующих в конкретной стране, включая меры, предпринимаемые в ней в целях привлечения иностранного капитала[6]. Благоприятный инвестиционный климат предполагает разумные условия для предпринимательства:

а)приближение правового регулирования к международным стандартам;

б)отказ от зарегулированности;

в)развитие общегражданского законодательства при сокращении императивных норм, развитие контрактного (договорного) права.

Иностранный инвестор, имея большой выбор стран, куда он имеет возможность поместить капитал, выбирает наиболее благоприятные условия, оценивает их, обращая первоочередное внимание на то, насколько эти условия стабильны и как долго они сохранятся. Если долгосрочные перспективы для иностранного инвестора благоприятны, он может не обратить внимания на временные препятствия. Если же стабильности нет и она не просматривается в будущем, то никакие меры не привлекут иностранного инвестора.

Помимо политической стабильности важны общее состояние экономики и государственная политика экономического развития. Показательным фактором в этом плане является постоянный рост валового национального продукта, постоянный рост (пусть и небольшой) производства, что считается хорошей перспективой для развития рынка.

Иностранный инвестор учитывает и уровень жизни населения, степень роста заработной платы (последнее обстоятельство может отрицательно сказаться на себестоимости продукции), уровень цен на местные материалы и сырье. Большую озабоченность вызывают у него инфляция и инфляционные ожидания. Многое зависит от доверия инвестора к проводимой государством экономической политике, от способности государства содействовать экономическому развитию, опираясь на здравомыслие и избегая дорогостоящих экспериментов.

Иностранный инвестор делает первое заключение о государственной экономической политике, когда он начинает изучение валютного регулирования и контроля и, в частности, таких вопросов, как колебание национальной валюты, протекционистские меры, условия репатриации капитала и прибылей, импортное регулирование, процедура лицензирования.

Валютное регулирование имеет для иностранного инвестора решающее значение. Его интересует вопрос, насколько реально гарантированы его возможности репатриации капитала и перевода дивидендов и процентов. При этом лучшей реальной гарантией считается положительный платежный баланс в стране-реципиенте капитала. Иностранный инвестор должен быть уверен в том, что перевод капитала и прибылей возможен.

Такие меры, как установление «потолка» при переводе прибылей из страны или прогрессивная система их обложения, может быть, и служат интересам государства, однако не способствуют поощрению иностранных инвесторов.

Вопрос о возможностях импортировать необходимые материалы и запасные части также рассматривается под углом зрения валютного контроля.

Емкий внутренний рынок — важный момент, положительно влияющий при прочих благоприятных условиях на принятие решений иностранным инвестором. При этом покупательная способность населения является одним из главных факторов. Бедное и многочисленное население характерно для развивающихся стран. Обычно иностранный инвестор высчитывает, какая часть продукции может быть продана на местном рынке (чем больше, тем лучше, кроме тех случаев, когда предприятие имеет экспортную направленность).

Инфраструктура — один из важных факторов, влияющих на решения иностранного инвестора (снабжение электроэнергией и газом, водой и т.д.). Аэропорты и порты должны функционировать так, чтобы обеспечивать (при необходимости) производство иностранного инвестора сырьем, запчастями и возможностью регулярного экспорта продукции. Состояние железных и автодорог и речных путей сообщения также принимается во внимание. Учитывается и то, как рабочие могут добираться до места работы. Связь предусматривает обычно наличие телефона и факса, возможность быстро связаться с властями, поставщиками, покупателями и т.д.

Сам иностранный инвестор может способствовать развитию инфраструктуры путем строительства внутренних дорог, подъездных путей, дополнительных подстанций на дизельном топливе, приобретать средства автомобильного сообщения и т.д. Однако основные коммуникации, по его мнению, должны быть готовы или создаваться правительством либо муниципалитетами. Отсутствие этого, учитывая огромные затраты на создание инфраструктуры, может послужить серьезным препятствием. В некоторых странах для привлечения иностранных инвесторов создаются «Industrial estates» (промышленные зоны), предоставляющие иностранному инвестору транспорт, связь и т.п., а нередко и построенные помещения, которые предоставляются ему на льготных условиях с последующей возможностью выкупа. Это значительная мера по привлечению иностранных инвесторов, которые смогут при таких условиях быстро освоить объект. Нередко «Industrial estates» являются зонами, свободными от налогообложения.

Важен для иностранного инвестора и вопрос о наличии местной рабочей силы и условиях найма.

Создание новых рабочих мест иностранным инвестором является вкладом в развитие национальной экономики и тем большим, чем большая безработица существует в конкретной стране. Однако иностранный инвестор изучает рынок рабочей силы (насколько квалифицированны рабочие и насколько они способны осваивать профессию, чтобы соответствовать требованиям производства). Для него важно, чтобы не было забастовок. Высоко ценится возможность компетентного управления на местном уровне. Жилье, школы, личный транспорт, здравоохранение, возможность перевода на родину части зарплаты иностранным персоналом тоже играют важную роль.

Говоря о налогообложении, различают:

а)налогообложение и привилегии, предоставляемые инвестору государством-реципиентом капитала, и

б)налогообложение и привилегии, которые иностранный инвестор может получить в собственной стране как экспортер капитала.

Импортные и экспортные сборы и льготы:

— инвестор выясняет: каково конкретное влияние импортных и экспортных сборов на себестоимость производства и конкурентоспособность;

— есть ли возможность получить снижение или освобождение от импортных сборов на оборудование и сырье;

— возможна ли оплата сборов в рассрочку;

— есть ли в стране свободные экспортные зоны;

— существуют ли протекционистские меры против импорта конкурирующих товаров.

Если производство определенных товаров по себестоимости выше импортных, то иностранному инвестору придется согласовать с принимающим государством те протекционистские меры, которые ему будут предоставлены и без чего такое производство в принимающей стране будет нерентабельным. Обычно это либо тарифный барьер, либо полное запрещение импорта данных товаров на определенное время, либо обязательство местных властей (других государственных образований) закупать местную продукцию, даже если она дороже импортных товаров. Инвестор может просить правительство взять на себя обязательство не предоставлять лицензии другим инвесторам на производство таких товаров, особенно при малом размере внутреннего рынка.

В дополнение к сказанному выше ряд стран предоставляет дополнительные льготы для поощрения иностранного инвестора, например землю в аренду на льготных условиях, льготное снабжение водой и электроэнергией (вплоть до субсидий в этих сферах).

Для поощрения экспорта используются стимулирующий валютный курс, экспортные премии и др., без чего не может успешно конкурировать вновь создаваемое предприятие.

Иностранного инвестора очень привлекает возможность пользоваться местными финансовыми ресурсами. Не менее важно нормальное функционирование банковской системы в стране, куда он намерен поместить свои капиталы.

Вероятность получения в стране-реципиенте долгосрочного займа будет рассмотрена иностранным инвестором до принятия им решения об инвестировании. В капиталистических государствах получить такие займы не сложно. В развивающихся странах нормальные условия получения долгосрочных займов обеспечивает само государство. Низкий банковский процент при этом является важным стимулом для иностранного инвестора, поскольку обеспечивает конкурентоспособность.

К правовым условиям функционирования иностранного капитала относятся следующие основные проблемы:

1. Защита и гарантии от национализации и/или экспроприации.

2. Национальное законодательство, стимулирующее иностранные инвестиции.

3. Наличие международных договоров о защите инвестиций.

4. Участие государства-реципиента в Конвенции о разрешении инвестиционных споров.

5. Законодательство о возможности для иностранного инвестора приобретения акций и особенно контрольного пакета.

6. Недискриминация.

7. Судебная система.

Большое внимание иностранный инвестор уделяет тому, имеется ли с конкретной страной соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций и насколько эта страна исполняет свои договорные обязательства.

Самое главное — наличие правовой стабильности. Он должен четко знать «правила игры» и быть уверен, что они сохранятся неизменными.

Важную роль играет то отношение, которое иностранный инвестор встречает в стране-реципиенте.

Некоторые страны (Таиланд, Филиппины, Малайзия) создали «Boards of Investment» — инвестиционные агентства с отделениями во многих промышленно развитых странах с квалифицированными кадрами.

Они предоставляют потенциальным инвесторам основную информацию о стране, касающуюся инвестирования, о процедурах и требованиях, способствуют установлению связей с администрацией и т.д. Отделения оказывают большую помощь потенциальным инвесторам на месте, а головное учреждение в стране-реципиенте занимается ими в вплотную по прибытии.

Инвестиционное агентство может выдавать необходимые лицензии либо способствовать их получению.

Таким образом, для инвестора облегчается вся процедура — от принятия решения до создания предприятия. Без этого запутанность и сложность процедуры, незнание, какой орган и в какой степени уполномочен принимать соответствующие решения и предоставлять необходимые разрешения и лицензии, значительно затрудняли бы этот процесс.

Во многих странах существует «ONE STOP OFFICE» (орган, который решает все вопросы). Это способствует привлечению, упрощает и ускоряет оформление инвестиций.

Глава 2. Инвестиционная деятельность Челябинской области

Инвестиционная политика государства Читать далее: Инвестиционная деятельность за 2008 год

Информация о работе «Формирование благоприятного инвестиционного климата региона на примере Челябинской области»

Раздел: Экономика Количество знаков с пробелами: 56704 Количество таблиц: 2 Количество изображений: 6

Похожие работы

Особенности инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Ростовской области

142848

1

6

… рублей. Распределение капитальных вложений областного бюджета по отраслям и направлениям приведено в таблице 3.1[32] (см. приложение Б). 3.2 Сравнительная динамика инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Ростовской области В настоящее время в области фактически сформировано региональное законодательство по поддержке инвестиционной деятельности. Темпы роста инвестиций в …

Инвестиционный климат Южного Урала

33529

0

0

… и динамичного обновления). Екатеринбург, 2005.) Кроме внутренних вложений немалую роль в подтверждение благоприятного инвестиционного климата играют инвестиции иностранные. По данным Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук, за последние пять лет иностранные вложения в экономику Урала составили 2757 млн. долларов США (5,5% от инвестиции в экономику России). В 2003-2004 …

Инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики Тюменской области

145128

15

17

… параграфа работы была рассмотрена инвестиционная структура Тюменской области на примере инвестиционной деятельности банковского сектора и торгово-промышленной палаты. 3.2 Оценка инвестиционного климата экономики Тюменской области по критериям инвестиционной привлекательности Согласно проведенному мной анализу, в 1993–2005 годах Тюменская область сформировалась как один из центров России в …

Система управления регионом (на примере Ростовской области)

156231

1

0

… перечень главных распорядителей средств областного бюджета, аналогичные перечни утверждены во всех муниципальных образованиях; проведение оценки финансового состояния и качества управления областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ростовской области на основе соответствующего приказа министерства финансов области. Бюджетная политика должна способствовать повышению качества и …

Инвестиционная политика региона

Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.

Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:

  • увеличение доходности;
  • повышение продуктивности субъектов рынка;
  • открытие новых и расширение действующих производств;
  • увеличение занятости населения;
  • усиление экономической состоятельности и автономности территории;
  • формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.

Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.

Деление инвестиций по категориям

Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:

  • сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
  • финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
  • производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
  • трудового;
  • инновационного (степени развития науки и техники);
  • инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
  • институционального (наличия основных экономических институтов);
  • потребительского (покупательной способности населения).

Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.

В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.

Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.

Региональная инвестиционная политика

-государственные гарантии, которые позволяют привлечь средства в инвестиционные проекты с открытого рынка ресурсов, не прибегая к масштабному финансированию за счет бюджетов субъектов. Также предоставляются гарантии от некоммерческих рисков, беспрепятственный перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории региона.

-конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы региона и обеспечение их участия в федеральных целевых программах

-инфраструктура оказывает значительное влияние на эффективность частных инвестиций, поэтому ее предоставление является средством привлечения в регион инвесторов. Возможность использования зданий и земли (право распоряжения которыми часто принадлежат региональным или муниципальным администрациям) также являются значительным определяющим фактором для привлечения иностранных инвестиций.

-инвестирование за счет средств бюджетов субъектов федерации. Законодательство многих субъектов предусматривает систему бюджета развития, создаваемую по аналогии с Бюджетом развития на федеральном уровне.

Также целесообразно создание системы информирования потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, о политике регионов по привлечению инвестиций. Участие федеральных органов власти в предоставлении инвесторам информации о регионах могло бы стать одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов, механизмом поощрения регионов, стремящихся к созданию «прозрачного» и благоприятного для экономического развития законодательства. Возможно, что именно общеизвестность регионов с благоприятным законодательством (естественно, при наличии такого) станет стимулом для привлечения в них инвестиций.

От того, какая направленность будет задана этим экономическим регулятором в нормативно-законодательных актах по инвестиционной деятельности зависит, будет или нет инвестиционная политика в регионе иметь структурно-нвестиционный характер.9 Отмечу, что на региональном уровне субъекты РФ во многом копируют меры, проводимые федеральными властями.

1.3. Особенности регулирования

Помимо инструментов и принципов РИП, существуют инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, которые регулируют инвестиционную деятельность. Эти проекты могут быть разделены на следующие три группы:

1.Проекты, поддерживаемые и частично финансируемые администрацией региона в силу их социальной, экологической или иной общественно полезной направленности. К этой категории относятся проекты, связанные с созданием региональной инфраструктуры, в том числе с дорожным строительством, развитием связи и малой энергетики, созданием современной рыночной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры регионального инвестиционного рынка. К этой же категории могут относится проекты, связанные с созданием значительного количества новых рабочих мест, если речь идет о депрессивных регионах.

2. Проекты, поддерживаемые администрацией региона, но финансируемые только из других источников в силу экономической эффективности и, следовательно, выгодности для потенциального инвестора. К этой категории относятся проекты, связанные с освоением новейших технологий и выпуском новых конкурентоспособных видов продукции, а также проекты, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот материальных ресурсов и научно-технического потенциала региона.

3. Проекты, не поддерживаемые администрацией региона, но реализуемые в силу их исключительной рентабельности. К этой категории относятся проекты, реализация которых может привлечь ухудшение экологической обстановки в регионе, а также проекты по организации производства продукции, пользующейся спросом населения, но не признаваемой полезной (например табачная промышленность). Здесь необходимо учитывать альтернативные варианты удовлетворения спроса на такую продукцию и выбирать наиболее приемлемый из них именно для региона.

Рассмотрение альтернативных вариантов вложения средств и альтернативных вариантов развития ситуации в регионе следует рассматривать как ключевой момент при определении приоритетов и регулировании инвестиционной политики. В зависимости от привлекательности или, наоборот, привлекательности альтернативных вариантов развития ситуации возможен пересмотр отношения к тем или иным конкретным инвестиционным проектам и к системе приоритетов в целом.10

Основными положениями региональной инвестиционной деятельности, принимаемой высшим региональным органом законодательной власти являются:

— цели участников регионального инвестиционного рынка;

— приоритеты региональной инвестиционной программы;

— формирование критериев отбора региональных инвестиционных проектов и программ, которые будут поддерживаться администрацией региона, а возможно, и частично финансироваться из бюджета;

— определение масштабов инвестиционной программы и возможных реальных источников ее финансирования;

— основные пути развития и элементы региональной инвестиционной инфраструктуры, необходимые к созданию и поддержке, включая и государственные;

— место инвестиционной политики администрации региона при осуществлении региональной социально-экономической политики;

— задачи активизации международного сотрудничества, создания положительного имиджа региона как надежного потребителя инвестиционных ресурсов.

К процессу регулирования инвестиционной деятельности относится формирование нормативно-правовой базы РИП. Создание и развитие системы нормативно-правовой поддержки РИП, отражение в законодательных и нормативных актах администрации региона интересов субъектов РИП и инвестиционных интересов региона. Это позволяет превращение региона в территорию:

— благоприятную для развития инвестиционной деятельности, создания инвестиционных институтов;

— c положительным международным имиджем как надежного и крупного потребителя инвестиций, где защищены интересы иностранного инвестора; администрация поддерживает инвестора и имеет развитую профессиональную инвестиционную инфраструктуру, использует все прогрессивные инвестиционные инструменты, сотрудничает с надежными инвестиционными институтами.

Финансово-кредитная поддержка РИП. Эта поддержка должна сочетать оптимальность ведения на территории региона налоговых льгот; проведение сбалансированной амортизационной политики; систему грантов для развития системы региональных инвестиционных институтов; прямое бюджетное финансирования мероприятий РИП, проектов и программ; создание региональных инвестиционных фондов, страховых, лизинговых, консалтинговых компаний и т.д.

Немаловажным считается информационное обеспечение РИП, которое основывается на:

— профессиональном информационном обеспечении предпринимательства и промышленников региона через специализированные информационно-аналитические центры, имеющие и поддерживающие актуальность инвестиционной информации;

— реализация мер по широкой пропаганде инвестиционных знаний и инвестиционной информации через федеральные, региональные и международные СМИ, в том числе и электронные;

— создание специальной комплексной программы в рамках РИП, позволяющей обеспечить открытость информации в регионе, его инвестиционном рынке, способствовать созданию единого регионального инвестиционного пространства.

В некоторых источниках затрагиваются такие аспекты регулирования, как методическое и кадровое обеспечение РИП, а также вопросы безопасности.

Все выше перечисленные особенности регулирования инвестиционной политики на территории региона, решаются в каждом конкретном случае применительно к особенностям субъекта.

1.4. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики в регионе

Инвестиционная политика на региональном уровне управления находится в стадии становления, она не отлажена ни организационно, ни с точки зрения экономического механизма ее реализации. Многие российские регионы пытаются самостоятельно, не дожидаясь решения ”центра”, создавать благоприятные условия для потенциальных инвесторов в ареалах своих экономических интересов и хозяйственной деятельности.

Обобщение опыта работы в регионах показывает, что конструктивные модели построения концепции структурно-инвестиционной политики региона должны иметь следующие важнейшие признаки.

Во-первых, в основу их разработки необходимо положить обоснованные идеи и критерии выработки системы приоритетов регионального развития, структурной политики.

Во-вторых, для обеспечения реализации выдвигаемой системы приоритетов регионального развития в моделях необходимо обосновать определенные формы организационно-экономического механизма инвестирования, то есть, речь может идти о различных принципах формирования структурно-инвестиционной политики региона.

Конкретная задача построения структурно-инвестиционной политики в регионе требует детальной комплексной разработки и обоснования обеих составляющих структурно-инвестиционной политики (структурной и инвестиционной) в рамках единой концептуальной модели. Однако на практике достичь такой комплексности пока не удается.

Исследование содержания структурно-инвестиционной политики позволяет сформулировать несколько общих принципов и подходов к формированию структурно-инвестиционной политики в любом регионе страны:

1.Необходимость разработки единой концепции структурно-инвестиционной политики региона.

Направленность инвестиционной политики на поддержание эффективных производств при отсутствии экономической стратегии развития региона приведет к возрастанию диспропорций в его социально-экономическом развитии. Поэтому процессу формирования инвестиционной политики региона должен предшествовать выбор типа базовой стратегии развития хозяйственного комплекса региона и его структурной перестройки, определение направлений его стабилизации. Инвестиционная политика в регионе, наряду с другими важнейшими составляющими экономической политики региона (реформированием экономической среды, проведением организационных и институциональных преобразований и др.) должна служить средством обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития региона, детализированной в четко определенной и фиксированной системе приоритетов и конкретизированной по этапам достижения целевых установок. Это придаст инвестиционной политике региона целенаправленно ориентированную, структурно-инвестиционную направленность, определит ее место в качестве ”обеспечивающей” составляющей стратегии его социально-экономического развития.

2. Мониторинг и анализ экономической и инвестиционной деятельности в регионе.

Нестабильность экономического и финансового положения в условиях переходной экономики и соответствующие ей изменения в выборе приоритетов развития и определении инвестиционных возможностей и механизмов инвестирования требуют постоянного отслеживания и анализа экономической и инвестиционной ситуации в регионе, выявления тенденций и направлений развития, исследования негативных явлений и диспропорций. Соответственно, на каждом конкретном этапе переходного периода необходимо проводить работу по совершенствованию и корректировке концепции структурно-инвестиционной политики региона. Эта деятельность должна носить не эпизодический, а постоянный характер, в связи с чем необходимо отладить организационные механизмы ее осуществления.

3. Обеспечение конструктивного взаимодействия ученых и власти в выработке общей стратегии структурно-инвестиционной политики в регионе.

Отсутствие взаимосвязи между подходами к развитию экономики региона, которые предлагают ученые, выдвигает важнейшую задачу обеспечения конструктивного взаимодействия ученых и органов управления региона в выработке общей стратегии структурно-инвестиционной политики в регионе. Роль ученых должна заключаться в совместной разработке научной концепции стратегического и среднесрочного регионального развития.

Важнейшим инструментом для решения задач структурной перестройки является использование инвестиционной политики. Селективная РИП, направленную на реализацию приоритетов структурной перестройки комплекса региона, не противоречит официально провозглашаемому в настоящее время главному направлению инвестиционной политики регионов – созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Эта концепция может служить примером для многих регионов РФ. Практическими формами реализации концепции структурно-инвестиционной политики в регионе могут являться: Федеральная комплексная программа развития и другие федеральные и региональные программы, инвестиционные конкурсы и др.

Глава II. Региональная инвестиционная политика Иркутской области

2.1. Инвестиционная привлекательность Иркутской области

На протяжении последних нескольких лет администрация Иркутской области целенаправленно и последовательно работает на формирование привлекательного инвестиционного климата, на повышение инвестиционной привлекательности региона и привлечение в его экономику частных инвестиций, в т.ч. иностранных. Создана нормативно-правовая база, которая призвана обеспечить защиту прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности.

В традиционном рейтинге «Эксперта» (широко известная в РФ рейтинговая оценка инвестиционного климата российских регионов с точки зрения стратегического инвестора) Иркутская область имеет рейтинг инвестиционного климата 2В, то есть относится к числу регионов с относительно благоприятными условиями инвестирования: средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском. По показателю инвестиционного потенциала область переместилась с 29-го места в 1996 году на 16-е в 2000-м. Гораздо выше ранг по инвестиционному риску. Хотя за тот же период область поднялась по шкале интегрального риска с 75-й позиции на 62-ю, за последний год она опустилась на семь мест. Лучшее место области — 17-е — по законодательному риску, к сожалению, не может компенсировать крайне низкие места по экологическому (75-е) и криминальному (85-е) рискам.

Инвестиционный климат регионов России

Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.

Виды инвестиций

В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.

Ежегодно, начиная с 2020 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).

В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.

Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.

Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.

Инвестиционный климат регионов

Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.

Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.

Инвестиционная политика предприятия и государства

Составной частью экономического государственного планирования считается инвестиционная политика. Причем она оказывает значительное влияние как на микро-, так и на макроуровне. Инвестиционная политика составляется с целью оживления инвестиционной активности, то есть, создания таких условий, которые будут максимально привлекательными для вкладчиков средств.

Специалист регулярно разрабатывает мероприятия по вовлечению дополнительного капитала. В данном вопросе главным критерием считается размер инвестируемых средств и уровень рискованности операции. На макроуровне рассматривается государственная инвестиционная политика, которая в конечном результате должна улучшить экономическое положение страны, а, следовательно, и значительно повысить уровень жизни граждан.

Также правительство оказывает влияние на степень инвестирования капитала хозяйствующих субъектов. Инструментами такого воздействия является амортизационная и научно-техническая политика. Например, государственными органами устанавливается норма амортизационных отчислений, обязательная для соблюдения каждым экономическим субъектом. С помощью такой нехитрой меры правительство получает возможность контролировать скорость воспроизводственного процесса в каждой отрасли. В развитии научно-технического прогресса государство заинтересовано не меньше, поэтому выделяет ассигнования для предприятий тех отраслей, которые больше всего нуждаются в них.

Если говорить о нашей стране, то инвестиционная политика России требует тщательного изучения. Ведь экономика нуждается в притоке иностранного капитала, денежных средств государственного бюджета уже давно не хватает на финансирование всех нужд хозяйствующих субъектов. Это ярко отражено в износе оборудования и прочей техники на производстве, в недостаточной технологической подготовке, которая особенно проявилась в годы кризиса. В то же время инвестиционная политика должна быть сбалансирована, так как приток иностранного капитала в большом количестве создает прочную зависимость страны на международном уровне. А для этого необходимо, в первую очередь, научиться грамотно использовать имеющиеся ресурсы. И только после организации рационального производственного процесса можно прибегнуть к помощи заграничных спонсоров.

В настоящее время в промышленность России очень выгодно вкладывать деньги, так как уровень конкурентной борьбы невысок, стоимость сырья и рабочей силы гораздо ниже, чем на западе. Несмотря на такую привлекательность, инвесторы с опаской относятся к столь радужным перспективам. Это объясняется множеством причин, например, изменчивость экономического положения страны, особенно в кризисное время, политическая неразбериха. Кроме того, в нашей законодательной системе можно обнаружить слишком много неточностей и недостатков, поэтому в некоторых случаях бывает трудно разрешить вопрос о праве на собственность. Государство не работает в области привлечения иностранного капитала, так как не разрабатывает систему льгот для зарубежных предпринимателей. Ну и, конечно, постоянные скачки курса национальной валюты не позволяют проводить операции на отечественном рынке.

Можно сделать вывод, что инвестиционная политика должна развиваться в направлении максимального снижения уровня риска для иностранцев, а также в направлении составления льготного налогообложения инвесторов.

Инвестиционная политика предприятий направлена на вложение средств в другие отрасли с целью умножения собственного капитала. А для того чтобы главная цель данной политики была достигнута, необходимо составить четкий бизнес-план, опираясь на который специалист поступает в дальнейшем. Правильная организация процесса инвестирования позволит получить больший размер прибыли и значительно расширить основную деятельность.

Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд

Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:

  1. Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
  2. Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.

Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.

Региональные инвестиции

Реестр участников региональных инвестиционных проектов

Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:

  • Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
  • Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
  • На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
  • Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
  • Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
  • Каждый объект ведется одним участником.

Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:

  • информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
  • реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
  • информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).

Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.

Деньги

Компания, центр и корпорация регионального развития

Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:

  1. Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
  2. Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
  3. Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.

Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: