Фонд национального благосостояния, золотовалютные резервы, вложения в иностранные активы и золото – как это всё работает, и насколько российские власти умело управляют в конечном счёте нашими, налогоплательщиков, средствами – об этом обзор на Carnegie.ru от главного экономиста «Эксперт РА», доцента НИУ ВШЭ и экономического факультета МГУ Антона Табаха.
Самый большой риск, который будет расти вместе с увеличением размера фондов и резервов, – это открытая или ползучая политизация инвестирования. То есть переход к вложениям в «дружественные» (но нестабильные) валюты, а также в кредиты еще более «дружественным» государствам и компаниям. Опять же опыт прошлых кризисов должен заставить профильные ведомства отбиваться от таких инициатив настолько, насколько позволяет политический расклад
В последнее время разнообразные резервы Центрального банка и правительства России, которые обычно интересуют исключительно профильных чиновников и аналитиков, несколько раз оказывались в центре внимания СМИ и широкой общественности. Резкое сокращение вложений в долларовые активы и сама концепция дедолларизации, наращивание вложений в юань, скупка золота, ограничение расходов и направление всех излишков в Фонд национального благосостояния (ФНБ), наконец, суд с Украиной из-за находящихся в портфеле ФНБ дефолтных облигаций – все эти темы провоцировали немало вопросов, насколько разумно российские власти управляют резервами страны.
Куда пропал Резервный фонд
Чтобы ответить на все эти вопросы, для начала стоит четко провести границу между разными кадушками для засолки денег. Фонд национального благосостояния включает в себя резервы, которые могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета, погашения госдолга или субсидирования Пенсионного фонда (в конце 2020 года на эти цели направили около 1,1 трлн рублей).
Сейчас в ФНБ находится около 4 трлн рублей ($58 млрд), и по факту эти деньги направляют на любые цели, требующие крупных и срочных расходов. Иногда эти траты необходимы и в итоге даже окупаются – как это было, например, с программой поддержки крупнейших компаний в кризис 2008–2009 годов, которая оказалась весьма прибыльной для бюджета. Но чаще это вложения с неочевидным результатом – например, в капитал крупнейших государственных банков.
Наконец, бывают инвестиции, которые создают многолетние проблемы – как покупка украинского долга, оказавшегося в дефолте. В свое время ради этого даже пришлось менять требования к объектам инвестирования фонда.
До прошлого года отдельно от ФНБ существовал еще и Резервный фонд – заначка для покрытия текущих дыр бюджета. В теории и зарубежной практике Резервный фонд должен управляться более консервативно, а ФНБ – наоборот, с прицелом на долгосрочную доходность, в том числе с привлечением международных управляющих компаний.
Но это в теории, а на практике уже много лет вложениями и ликвидной части ФНБ, и Резервного фонда занимался Банк России, и они были неотличимы друг от друга. Поэтому было решено не множить сущности и ликвидировать Резервный фонд. Эта ликвидация была не более чем бюрократическим упражнением, теперь объединенная правительственная заначка находится в ФНБ.
Также при оценке размеров ФНБ надо помнить, что перевод средств от Центрального банка в ФНБ официально происходит в середине года, а до того ликвидные средства находятся в остатках на счетах Минфина. Сейчас там около 2 трлн рублей.
Описание
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
14 июля 2020 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства резервного фонда до 1 февраля 2020 года переводятся в собственность Фонда национального благосостояния.
Управление средствами Резервного фонда
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.
Размещение средств
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» предусматривает размещение средств фонда в иностранной валюте или зарубежных активах с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже «АА-» по классификации Fitch-Ratings и Standard & Poor’s; либо не ниже уровня «Аа3» по классификации Moody’s Investors Service[9].
Какой их объем
Объем формируемых резервов определяется, исходя из степени влияния следующих факторов:
- состава страховых рисков;
- инфляционных процессов;
- развития перестрахования;
- результатов инвестиционной деятельности;
- организационной структуры страховщика.
Статья по теме: Описание и особенности социального страхования
Факторы, влияющие на величину резерва страховой компании, могут распределяться по времени следующим образом:
- Равномерно – когда необходимость этих выплат наступает с одинаковой периодичностью в течение всего срока действия договора.
- Катастрофически – при большой степени неравномерности, с риском возникновения необходимости разовых выплат серьезных сумм. Требует создания большого фонда на длительный период времени.
- При повышении среднего показателя убыточности – если размер выплат превышает прибыль от деятельности компании.
- С большой долей разброса риска возникновения убытков – обычно касается финансового страхования, где сложно предсказать степень вероятности наступления страхового события и его последствия.
Резервный фонд должен полностью покрывать обязательства страховой компании по заключенным договорам. При увеличении размера этих обязательств одновременно должна пересматриваться в большую сторону сумма резерва.
В некоторых случаях финансовая устойчивость страховщиков достигается за счет совместного объединения усилий нескольких организаций. Это облегчает создание необходимых резервов, снижая нагрузку на отдельно взятую компанию, и помогает обеспечить положительный финансовый баланс.
При оценке достаточности и финансовой состоятельности страховщиков необходимо учитывать не наличные средства компании, а соответствие резервов сумме обязательств в рамках действующих договоров.
Формирование Резервного фонда
Резервный фонд формируется за счет:
- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
- доходов от управления средствами Резервного фонда.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Максимальная величина Резервного фонда
После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые сверхдоходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 7 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России.
Целевое назначение страхового резерва
Фонд страхового резерва предполагает расходование в рамках производства страховщиками выплат пострадавшим от рисков, включенных в соглашения между сторонами. Исключение составляет инвестирование средств этих фондов, направленные на обеспечение их сохранности и нивелирования негативного влияния инфляционных процессов.
Деньги, включенные в страховые резервы, не должны изыматься для выполнения платежей в федеральные и другие бюджеты. Эта сумма предназначена на перечисление страховщиками компенсаций клиентам за понесенные убытки в результате страховых случаев.
Динамика изменений
История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации[6].
Дата | в млрд $ | в млрд рублей | в % к ВВП[когда? ] |
01.02.2008 | 125,19 | 3 057,85 | 7,4 % ▬ |
01.03.2008 | 127,81 | 3 082,28 | 7,5 % ▲ |
01.04.2008 | 130,48 | 3 068,43 | 7,4 % ▼ |
01.05.2008 | 129,80 | 3 069,47 | 7,4 % ▼ |
01.06.2008 | 129,32 | 3 069,94 | 7,4 % ▼ |
01.07.2008 | 130,30 | 3 056,52 | 7,4 % ▼ |
01.08.2008 | 129,68 | 3 040,37 | 7,4 % ▼ |
01.09.2008 | 142,60 | 3 504,62 | 8,5 % ▲ |
01.10.2008 | 140,98 | 3 559,19 | 8,6 % ▲ |
01.11.2008 | 134,60 | 3 572,78 | 8,7 % ▲ |
01.12.2008 | 132,63 | 3 661,37 | 8,9 % ▲ |
01.01.2009 | 137,09 | 4 027,64 | 9,8 % ▲ |
01.02.2009 | 137,34 | 4 863,80 | 12,5 %▲ |
01.03.2009 | 136,33 | 4 869,74 | 12,5 % ▬ |
01.04.2009 | 121,06 | 4 117,67 | 10,6 % ▼ |
01.05.2009 | 106,81 | 3 551,47 | 9,2 % ▼ |
01.06.2009 | 100,95 | 3 127,93 | 8,1 % ▼ |
01.07.2009 | 94,52 | 2 957,54 | 7,6 % ▼ |
01.08.2009 | 88,53 | 2 811,34 | 7,2 % ▼ |
01.09.2009 | 85,74 | 2 706,82 | 7,0 % ▼ |
01.10.2009 | 76,37 | 2 298,00 | 5,9 % ▼ |
01.11.2009 | 77,18 | 2 242,09 | 5,8 % ▼ |
01.12.2009 | 75,07 | 2 238,58 | 5,8 % ▬ |
01.01.2010 | 60,52 | 1 830,51 | 4,7 % ▼ |
01.02.2010 | 59,91 | 1 823,26 | 3,9 % ▼ |
01.03.2010 | 58,90 | 1 763,89 | 3,8 % ▼ |
01.04.2010 | 52,90 | 1 553,28 | 3,4 % ▼ |
01.05.2010 | 40,59 | 1 188,70 | 2,6 % ▼ |
01.06.2010 | 39,27 | 1 197,66 | 2,6 % ▬ |
01.07.2010 | 39,32 | 1 226,57 | 2,6 % ▬ |
01.08.2010 | 40,59 | 1 225,17 | 2,6 % ▬ |
01.09.2010 | 40,08 | 1 228,93 | 2,7 % ▲ |
01.10.2010 | 41,39 | 1 258,26 | 2,7 % ▬ |
01.11.2010 | 41,81 | 1 286,99 | 2,8 % ▲ |
01.12.2010 | 40,88 | 1 279,85 | 2,8 % ▬ |
01.01.2011 | 25,44 | 775,21 | 1,7 % ▼ |
01.02.2011 | 25,96 | 770,24 | 1,4 % ▼ |
01.03.2011 | 26,12 | 755,82 | 1,4 % ▬ |
01.04.2011 | 26,24 | 748,53 | 1,3 % ▼ |
01.05.2011 | 27,11 | 745,71 | 1,3 % ▬ |
01.06.2011 | 26,57 | 745,86 | 1,3 % ▬ |
01.07.2011 | 26,60 | 746,84 | 1,3 % ▬ |
01.08.2011 | 26,55 | 734,98 | 1,3 % ▬ |
01.09.2011 | 26,76 | 772,28 | 1,4 % ▲ |
01.10.2011 | 25,85 | 823,87 | 1,5 % ▲ |
01.11.2011 | 26,42 | 790,02 | 1,4 % ▼ |
01.12.2011 | 25,60 | 801,77 | 1,4 % ▬ |
01.01.2012 | 25,21 | 811,52 | 1,4 % ▬ |
01.02.2012 | 61,36 | 1 863,06 | 3,0 % ▲ |
01.03.2012 | 62,40 | 1 806,47 | 2,9 % ▼ |
01.04.2012 | 62,28 | 1 826,62 | 2,9 % ▬ |
01.05.2012 | 62,16 | 1 825,28 | 2,9 % ▬ |
01.06.2012 | 60,21 | 1 953,88 | 3,1 % ▲ |
01.07.2012 | 60,50 | 1 985,45 | 3,2 % ▲ |
01.08.2012 | 59,87 | 1 927,12 | 3,1 % ▼ |
01.09.2012 | 60,48 | 1 953,11 | 3,1 % ▬ |
01.10.2012 | 61,46 | 1 900,13 | 3,1 % ▬ |
01.11.2012 | 61,35 | 1 934,08 | 3,1 % ▬ |
01.12.2012 | 61,40 | 1 906,89 | 3,1 % ▬ |
01.01.2013 | 62,08 | 1 885,68 | 3,0 % ▼ |
01.02.2013 | 86,24 | 2 589,45 | 3,9 % ▲ |
01.03.2013 | 84,68 | 2 592,89 | 3,9 % ▬ |
01.04.2013 | 83,93 | 2 608,69 | 3,9 % ▬ |
01.05.2013 | 84,88 | 2 652,94 | 4,0 % ▲ |
01.06.2013 | 84,39 | 2 665,92 | 4,0 % ▬ |
01.07.2013 | 84,71 | 2 770,92 | 4,2 % ▲ |
01.08.2013 | 85,35 | 2 807,02 | 4,2 % ▬ |
01.09.2013 | 85,38 | 2 838,58 | 4,3 % ▲ |
01.10.2013 | 86,44 | 2 795,81 | 4,2 % ▼ |
01.11.2013 | 87,15 | 2 794,04 | 4,2 % ▬ |
01.12.2013 | 86,93 | 2 885,29 | 4,4 % ▲ |
01.01.2014 | 87,38 | 2 859,72 | 4,3 % ▼ |
01.02.2014 | 87,13 | 3 070,74 | 4,3 % ▬ |
01.03.2014 | 87,33 | 3 148,08 | 4,4 % ▲ |
01.04.2014 | 87,46 | 3 121,33 | 4,4 % ▬ |
01.05.2014 | 87,94 | 3 139,42 | 4,4 % ▬ |
01.06.2014 | 87,13 | 3 026,34 | 4,2 % ▼ |
01.07.2014 | 87,33 | 2 937,00 | 4,1 % ▼ |
01.08.2014 | 86,63 | 3 095,21 | 4,3 % ▲ |
01.09.2014 | 91,72 | 3 387,34 | 4,7 % ▲ |
01.10.2014 | 90,00 | 3 544,83 | 5,0 % ▲ |
01.11.2014 | 89,55 | 3 885,87 | 5,4 % ▲ |
01.12.2014 | 88,94 | 4 386,91 | 6,1 % ▲ |
01.01.2015 | 87,91 | 4 945,49 | 6,8 % ▲ |
01.02.2015 | 85,09 | 5 864,90 | 8,0 % ▲ |
01.03.2015 | 77,05 | 4 720,74 | 6,5 % ▼ |
01.04.2015 | 75,70 | 4 425,75 | 6,1 % ▼ |
01.05.2015 | 76,41 | 3 950,49 | 5,4 % ▼ |
01.06.2015 | 76,25 | 4 039,27 | 5,5 % ▲ |
01.07.2015 | 76,83 | 4 265,65 | 5,8 % ▲ |
01.08.2015 | 72,93 | 4 302,18 | 5,9 % ▲ |
01.09.2015 | 70,69 | 4 699,53 | 6,4 % ▲ |
01.10.2015 | 70,51 | 4 670,50 | 6,4 % ▬ |
01.11.2015 | 65,71 | 4 229,98 | 5,8 % ▼ |
01.12.2015 | 59,35 | 3 931,08 | 5,3 % ▼ |
01.01.2016 | 49,95 | 3 640,57 | 6,0 % к ВВП-2015 |
01.02.2016 | 49,72 | 3 737,29 | 6,2 % к ВВП-2015 |
01.03.2016 | 49,90 | 3 747,06 | 6,2 % к ВВП-2015 |
01.04.2016 | 50,60 | 3 340,92 | 5,5 % к ВВП-2015 |
01.05.2016 | 44,96 | 2 892,35 | 4,8 % к ВВП-2015 |
01.06.2016 | 38,60 | 2 551,06 | 4,2 % к ВВП-2015 |
01.07.2016 | 38,22 | 2 456,10 | 4,0 % к ВВП-2015 |
01.08.2016 | 38,18 | 2 560,28 | 4,2 % к ВВП-2015 |
01.09.2016 | 32,20 | 2 090,10 | 3,4 % к ВВП-2015 |
01.10.2016 | 32,26 | 2 037,19 | 2,5 % к ВВП-2015 |
01.11.2016 | 31,66 | 1 991,61 | 2,4 % к ВВП-2015 |
01.12.2016 | 31,30 | 2 032,70 | 2,5 % к ВВП-2015 |
01.01.2017 | 16,03 | 972,13 | 1,1 % ▼ |
01.02.2017 | 16,18 | 973,53 | 1,1 % ▬ |
01.03.2017 | 16,07 | 931,31 | 1,1 % ▬ |
01.04.2017 | 16,19 | 912,95 | 1,1 % ▬ |
01.05.2017 | 16,34 | 931,25 | 1,1 % ▬ |
01.06.2017 | 16,50 | 932,70 | 1,1 % ▬ |
01.07.2017 | 16,71 | 987,27 | 1,1 % ▬ |
01.08.2017 | 16,91 | 1 006,62 | 1,1 % ▬ |
01.09.2017 | 17,06 | 1 001,73 | 1,1 % ▬ |
01.10.2017 | 17,01 | 986,71 | 1,1 % ▬ |
01.11.2017 | 16,86 | 975,52 | 1,1 % ▬ |
01.12.2017 | 17,05 | 994,64 | 1,1 % ▬ |
01.01.2018 | 0 | 0 | 0% ▼ |
Максимальный объём средств Резервного фонда:
- в долларовом исчислении — 142,6 млрд долл. (на 01.09.2008);
- в рублёвом исчислении — 5 864,9 млрд руб. (на 01.02.2015).
Сроки инвестирования страховых резервов
Законодательство четко не оговаривает сроки, в течение которых должно осуществляться инвестирование страховых резервов. Эти средства вкладываются в течение всей продолжительности деятельности компании. Для различных вложений отмечается индивидуальная их окупаемость.
К примеру, в случае приобретения недвижимости сроки возврата вложенных денег вообще могут не предполагаться, поскольку при достаточной прибыльности от деятельности страховщика необходимость продажи этого объекта может не наступить вовсе.
Наличие страховых резервов и их виды четко оговорены действующим законодательством. Эти средства позволяют страховщику располагать суммой, позволяющей осуществить необходимые выплаты и исполнить обязательства, принятые в отношении застрахованных лиц.
Видео по теме статьи
Примечания
- В России перестал существовать Резервный фонд // Коммерсантъ
- Резервный фонд России прекратил существование // РИА Новости, 1 янв 2018
- Пять фактов о золотовалютных резервах России (рус.), ИноСМИ.Ru
(3 января 2017). Проверено 3 января 2020. - ↑ 123
На сколько России хватит накопленных резервов. expert.ru. Проверено 3 января 2020. - ↑ 12
Международные резервы Российской Федерации | Ежемесячные значения на начало отчетной даты | Банк России (рус.). www.cbr.ru. Проверено 1 августа 2020. - ↑ 12
Минфин России :: Объем средств Резервного фонда (рус.). www.minfin.ru. Проверено 4 ноября 2020. - Резервный фонд России подошел к концу. Проверено 3 января 2018.
- Вадим Вислогузов
. Госдума объединила заначки Газета «Коммерсантъ» № 127 от 15.07.2017, стр. 2 - Официальный сайт МИНФИНА России. Резервный фонд. Управление.
Разновидности страховых резервов
Исходя из видов страхования, страховым компаниям следует создавать резервные фонды, предполагающие наличие запаса:
- по премиям – суммам, еще не выплаченным в рамках действующих полисов;
- по ущербу – это запасы по известным страховым случаям.
В РФ страховые резервы подразделяются, учитывая изложенные выше обстоятельства:
- по накопительным видам;
- рисковым направлениям;
- прочие активы.
Статья по теме: Особенности страхования по гражданскому кодексу РФ
Если средства зарезервированы для одного предназначения, их не разрешается расходовать на другие цели. Страховые компании вынуждены формировать эти резервные фонды, исходя из актуальных направлений, чтобы обеспечить возложенных на них обязательств перед клиентами.
Финансовые резервы (стр. 1 из 5)
Введение.
Финансовые резервы – особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотрены финансовыми планами, либо предусмотрены в меньших объемах, либо не обеспечены финансовыми источниками из – за недопоступления запланированных доходов.
Формирование финансовых резервов объективно предусмотрено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования. Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.
Финансовые резервы: виды финансовых резервов.
Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Эта классификация финансовых резервов обуславливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально – экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей; золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребностей, обусловленных научно — техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.
В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:
1. осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно – финансовых планов – частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;
2. обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней – используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;
3. обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно – техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т. п.) – используются отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента и Правительства РФ, формируемые на федеральных и региональных уровнях;
4. покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и др. обстоятельствами – используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.
Финансовые резервы подразделяются также на: стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и т. п. (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных органов исполнительной власти); оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности). Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетные, страховой, самострахование) и др. В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых резервов формируются в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.
В данной же работе хотелось бы рассмотреть классификацию финансовых резервов на: бюджетные, страховые, золотовалютные.
Резервные фонды бюджетов.
Резервные фонды бюджетов – обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Резервные фонды бюджетов призваны: обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренных по бюджету мероприятий даже в тех случаях когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины; способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость; выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы; маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов; удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.
Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджета характеризуются специфическими чертами: они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения; их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий; их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер; они универсальны по направлениям использования, т. к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением непредвиденных и чрезвычайных событий.
Источник формирования резервных фондов бюджета – средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом поскольку резервные бюджетные фонды представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов. В отличии от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течении бюджетного года, резервные фонды бюджетов используются только в период наступления определенного рода непредвиденных событий и обстоятельств. Если же в течении бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.
В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в местных бюджетах – резервные фонды органов местного самоуправления. Создание в расходной части бюджетов всех уровней резервных фондов законодательных органов и депутатов этих органов публичной власти запрещено законом, поскольку такое резервирование средств противоречит экономической природе резервных фондов. Поскольку резервные фонды бюджетов создаются на случай непредвиденных или чрезвычайных расходов, появляющихся в ходе исполнения бюджета, то их финансирование – прерогатива исполнительных, но отнюдь не законодательных органов власти. Круг вопросов, решаемых органами законодательной власти, заранее планируется, не носит случайного или стихийного характера, а потому должен финансироваться в законодательно установленном порядке через соответствующие показатели утвержденного бюджета.