Банк России – как системообразующий элемент национальной банковской системы и регулятор денежного обращения


Банки как вид коммерческих организаций, с одной стороны, играют важнейшую роль в экономике страны, а с другой — в случае проявления кризисных трендов — могут сильнее других пострадать в силу соответствующих негативных факторов. Вследствие этого они могут стать, в свою очередь, бременем для национальной экономики при выходе из кризиса. Но в силах государства — не допустить этого. Так, Центробанк РФ решил сформировать перечень наиболее устойчивых кредитно-финансовых организаций, лучше других защищенных от влияния кризисов, и потому способных не только не стать бременем для бюджета, но также и содействовать выходу национальной экономики из сложной ситуации, в которой она находится в данный момент. Какие финансовые организации входят в этот перечень?

Сущность системно значимых банков

Системно значимые банки России — что это за структуры? Под данным термином понимаются крупнейшие кредитные учреждения, которые, в силу соответствия тем или иным критериям, характеризуются как имеющие большую важность для экономики государства. К таким показателям может относиться величина капитализации банка, степень присутствия в регионах, а также ключевые цифры, отражающие общее финансовое состояние структуры.

Системно значимые банки список

Вместе с тем официальных критериев, на уровне правовых актов, в РФ еще не принято. Поэтому тот или иной перечень системно значимых банков — как, например, опубликованный в июле 2020 года ЦБ РФ, формируется, главным образом, исходя из внутренних механизмов оценок регулятора. Списки соответствующих учреждений также могут составлять, к примеру, аналитические агентства — такие как «РИА Рейтинг».

Интересы властей

Однако есть сведения о том, что критерии отнесения банков к системно значимым в обозримом будущем могут быть закреплены на законодательном уровне. Данный вопрос, как отмечают аналитики, прорабатывается на различных уровнях консультаций на финансовом рынке РФ. Банки России, относимые к категории системно значимых — если говорить о перечнях, публикуемых ЦБ, могут рассчитывать на государственную поддержку в случае кризисов — например, если у них наблюдаются проблемы с ликвидностью. Таким образом, власти могут быть заинтересованы в сохранении стабильности кредитно-финансовых организаций в силу того, что они, в свою очередь, содействуют обеспечению устойчивости экономики страны в целом.

Банковское дело

Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему сле­дует включать все те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции/сделки, т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические небанковские кредитные организации (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера — вспомогательные организации (специали­зированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площад­ки», фирмы по аудиту банков, организации, определяющие рейтинги банков, обес­печивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, спе­циалистами и т.д.).

Центральный банк Российской Федерации

Коммерческие банки, их

филиалы и

представительства

Небанковские

кредитные

организации

Ассоциации

коммерческих

банков

Рис. Структура банковской системы РФ

Много недоразумений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Автор учебника «Банковское дело: управление и технологии» А.М.Тавасиев утверждает, что развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой.

Однако автор другого учебника «Банки и банковское дело» И.Т.Балабанов считает, что в странах с развитой рыночной экономикой банковская система сложнее и организационно более многообразно и состоит из трех звеньев. (рис.2.2.)

Центральные банки

Банки

Коммерческие банки Сберегательные банки Инвестиционные банки Ипотечные банки Специализированные отраслевые банки

Специализированные небанковские

кредитно-финансовые учреждения

Инвестиционные фонды Инвестиционные компании
Пенсионные фонды Финансовые

компании

Страховые

компании

Ломбарды
Благотворительные фонды Ссудосберегательные ассоциации Кредитные союзы

Рис. 2.2. Структура трехуровневой банковской системы

Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

Банковская система состоит из 4-х элементов, которые группируются в 2 уровня. Первый уровень – Центральный банк РФ. Второй уровень составляют коммерческие банки (их филиалы и представительства), небанковские кредитные организации и ассоциации коммерческих банков. Центральный банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего органа всей банковской системы страны. Центральный банк (цб) осуществляет сле­дующие функции:

— монопольно выпускает деньги в обращение;

— хранит временно свободные средства и обя­зательные резервы других банков, т.е. выпол­няет роль «банка банков»;

— выполняет роль «кредиторов последней ин­станции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на крат­косрочные нужды:

— осуществляет безналичные расчеты в обще­национальном масштабе;

— ведет кассовое исполнение бюджета и кре­дитует государство;

— регулирует курс национальной валюты и координирует зарубежную деятельность час­тных банков своей страны;

— хранит централизованный золотой и валют­ный запас;

— устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы деятельности банков, в т.ч. официальную ставку ЦБ по кредитам;

— проводит научные исследования;

— определяет правовые основы и принципы фун­кционирования кредитно-финансовых инсти­тутов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

— формирует эффективный механизм денеж­но-кредитного регулирования экономики.

Главная задача кредитно-денежной полити­ки ЦБ — поддержание стабильной покупатель­ной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.

Коммерческие (не эмиссионные) банки — это второй уровень банковской системы и в то же время это костяк кредитной системы, кото­рый концентрирует основную часть ее кредит­ных учреждений. Их деятельность довольно вели­ка, поэтому их еще называют универсальными банками. Сегодня коммерческие банки способ­ны предложить клиенту до 200 видов разнооб­разных банковских продуктов и услуг. В последнее время банки все активнее осу­ществляют нехарактерные для них операции, вне­дряясь в нетрадиционные для банков сферы фи­нансового предпринимательства, включая лизинг, факторинг, форфейтинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания.

Еще один элемент банковской системы – банковская ассоциация – общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, а также в целях координации и совершенствования их деятельности.

Общая характеристика банковской системы — количества и структуры кредитных организаций, представлена в табл.2.1.

Таблица 2.1

Динамика количества зарегистрированных

кредитных организаций Центральным банком РФ и их структура (2001-2002 гг.)

Показатели ГодыТемп роста по сравнению с предыдущим годом, %
01.12.2001 01.12.2002
1. Зарегистрировано кредитных организаций Центральным банком РФ либо на основании его решения уполномоченным регистрирующим органом всего 2065 1874 90,75
В том числе:
— банков
— небанковских кредитных организаций 2018 1823 90,3
1.1. Зарегистрировано кредитных организаций со 100% участием иностранного капитала 47 51 108,5
1.2. Кредитные организации, зарегистрированные Центральным банком РФ, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию 23 28 121,8
В том числе:
— банки
— небанковские кредитные организации 10 7 70
2. Небанковские кредитные организации, зарегистрированные другими органами 4

6

5

2

125

33,3

3. Кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций, — всего 2 2 10
В том числе:
— банки
— небанковские кредитные организации 1319 1332 100,98
3.1. Кредитные организации, имеющие лицензии на право: 1278 1284 100,5
— привлекать вклады населения 41 48 117,07
— осуществлять операции в иностранной валюте
— генеральные лицензии
— проведение операций с драгметаллами на основании
— лицензии 805 833 103,48
— разрешения 262 295 112,6
8 6 75
162 169 104,3

Из табл. 2.1 видно, что ситуация банковской системы в 2002 г. не сильно изменилась по сравнению с 2001 г. Так, число кредитных организаций со 100-процентным иностранным капиталом увеличилось на 21,8%. При этом сократилось общее число зарегистрированных кредитных организаций до 8,25%.

Подобные изменения характерны как для России в целом, так и для отдельных ее регионов, с той лишь разницей, что в экономически развитых регионах – донорах федерального бюджета ситуация не являлась такой критической, как в регионах с депрессивной экономикой.

Главный вопрос, связанный с банковской системой, — вопрос о ее качестве, т.е. о ее жизнестойкости и эффективности функционирования в соста­ве и в интересах экономической системы страны в целом. В конечном счете, именно с данной точки зрения интересны и вопросы количества кредитных организаций, и их группировок на те или иные элементы и уровни системы.

Не всякая совокупность кредитных организаций, сколько бы их ни было в стране, составляет банковскую систему. Система реально существует, если выполняются следующие критериальные условия.

1. В стране в достаточном количестве действуют банки и небанковские кредитные организации. При этом «достаточная» величина может быть определена только эмпирическим путем, причем применительно к условиям конкретных территории, когда главным ориентиром выступает объем платежеспособных потребностей пред­приятий, организаций и населения в банковских услугах.

2. Банковские операции в стране проводят только получившие соответствующие лицензии кредитные организации.

3. В стране действует и эффективно справляется со своими, только ему присущими функциональными обязанностями и установленными полномочиями центральный банк.

4. Действуют самые различные (по формам собственности, по организационно-правовым формам, размерам или масштабам деятельности, территориальному призна­ку, характеру деятельности и т.д.) экономически целесообразные (рентабельные) пилы коммерческих банков и небанковских кредитных организаций, охватывающие все сферы национальной экономики и внешнеэкономические связи, занимающие все реально имеющиеся сегменты (ниши) рынка финансов и ссудного капитала, осуществляющие такой спектр операций, который полностью покрывает спрос субъектов экономики на банковские услуги на каждой данной территории (в каждом регионе).

5. Банки и другие кредитные организации в разнообразных формах регулярно взаимодействуют в рамках законных процедур с клиентами, центральным банком и другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями.

Если приложить любое из перечисленных условий к отечественной банковской практике, то очевиден вывод о том, что банковская система России пока еще пре­бывает в своем эскизном, «черновом» варианте. Такой вывод подтверждается и тем обстоятельством, что перечисленные условия, носящие преимущественно формальный, внешний характер, — это еще не все и притом не самые жесткие требования, которые должны предъявляться к качеству банковской системы. В роли таких более строгих критериальных требований выступают подтверждаемые мировой и отечественной практикой принципы формирования и функционирования здоровой и эффективной банковской системы. К их числу относятся:

— принцип управляемости (развитие на основе прогнозирования, планирования и программирования);

— принцип эволюционности (постепенность и основательность развития);

— принцип адекватности (адекватность реальному сектору экономики и адекватность элементов банковской системы друг другу, т.е. их совместимость, согласован­ность действий, взаимодополняемость, единство принципов и способов работы);

— принцип функциональной полноты (наличие всех необходимых элементов системы в нужных пропорциях);

— принцип саморазвития (способность противостоять угрозам стабильности и способность совершенствоваться);

— принцип открытости (свобода входа и выхода из банковской системы, информационная прозрачность действий);

— принцип эффективности (включая эффективность для клиентов и для экономики страны в целом);

— принцип адекватного правового сопровождения.

Практически каждый из названных принципов и требований в большей или меньшей мере не выполняется отечественными банками и всей их совокупностью. Именно поэтому банковский кризис, пик которого пришелся на август 1998 г., был закономерен и неизбежен. Он был, в частности, проявлением того, что совокупность действующих в России кредитных организаций еще далеко не обрела обязательных признаков органичной системы. Формирование такой системы остается актуальной задачей на перспективу.
« Банковская и кредитная система: роль коммерческих банков -|||- Управление банковской деятельностью Банком России »

Регулятор информирует

Можно отметить, что в 2013 году ЦБ РФ опубликовал интересный документ — проект указания, в котором были зафиксированы критерии отнесения банков к системно значимым. В данном источнике было сказано, что список системно значимых банков России может формироваться, исходя из величины активов учреждений, доли вкладов, а также величины денежных средств, что привлечены из других финансовых организаций. Соответствующие рекомендации были основаны на критериях Базельского комитета по банковскому надзору, а также советах зарубежных экспертов. При этом финансовые показатели должны оцениваться ЦБ, как следует из положений проекта, на основе результатов деятельности учреждения за 3 года.

Список системно значимых банков 2014

Известно также, что в январе 2014 года ЦБ РФ издал указание, на основе положений которого предполагалось определить список системно значимых банков. 2014 год, как предположили некоторые эксперты, должен был учитываться в аспекте оценки показателей — поэтому в течение него соответствующий перечень не был опубликован. Вместе с тем существовала и противоположная точка зрения. Некоторые эксперты предположили, что годом, в котором ЦБ опубликует первый список системно значимых банков, 2014 так или иначе будет в силу кризисных трендов и необходимости определения перечня самых устойчивых кредитных организаций. Однако ЦБ сформировал соответствующий перечень финансовых учреждений только в июле 2015-го.

Критерии от ЦБ

Ожидается, что ЦБ в обозримом будущем опубликует критерии, на основе которых были определены системно значимые банки, список которых мы рассмотрели выше. Об этом, в частности, заявили представители регулятора в интервью СМИ. Можно отметить, что некоторые из критериев доступны публике уже сейчас — если исследовать информацию из пресс-релизов ЦБ РФ. Так, в одном из них сказано, что с 1 октября 2020 года при определении системно значимых банков будет учитываться показатель, отражающий значения по краткосрочной ликвидности. При этом требования к его величине будут постепенно увеличиваться. Изначально будет допустим показатель в 60 %, но уже в 2020 году он должен будет составлять 100 %.

Банки России

Известно также, что с 2020 года ЦБ установит требования в отношении буферов капитала — также в соответствии с критериями, что определены Базельскими рекомендациями. Соответствующий показатель как надбавка к базовому капиталу, необходимая для компенсации убытков в случае кризиса, должен будет составлять 0,625 % относительно активов, которые взвешены по риску. Ежегодно критерий будет становиться все более строгим. К 2020 году банки должны будут обеспечивать буфер капитала в значении 2,5 %.

Понятие и классификация банковской системы РФ

Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных институтов особого рода, действующих в сфере денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности либо выполняющих представительские функции от имени иностранных банков. Связь между банковской деятельностью и банковской системой настолько тесная, что эти явления не существуют одно без другого. Поэтому их следует рассматривать в едином контексте соответственно как содержание и форму. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы следующим образом: банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Структурные элементы банковской системы могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по признаку наличия государственно-властных полномочий могут быть выделены: Центральный банк Российской Федерации как единственный банк, имеющий государственно-властные полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков, таких полномочий не имеющие.

Образующие банковскую систему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России и кредитные организации) или не иметь такого статуса (структурные подразделения, территориальные учреждения Банка России; представительства и филиалы кредитных организаций — резидентов на территории России, а также филиалы и представительства иностранных банков в Российской Федерации).

В банковской системе России действуют организации, созданные и зарегистрированные в Российской Федерации, а также филиалы и представительства в РФ тех организаций, которые зарегистрированы по законодательству иностранных государств (банки-нерезиденты) и включены в их банковские системы. Причем к банкам-нерезидентам относятся и банки, созданные на средства РФ за рубежом (например, Московский народный банк в Лондоне, Евробанк, Данау банк и т.п.).

Банки могут быть универсальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой. По размерам денежных средств, количеству обслуживаемых клиентов и объему привлеченных денежных средств можно выделить крупные, средние и мелкие банки.

Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие банковскую систему, на группы, является форма собственности. По этому признаку кредитные организации классифицируются на частные, государственные и муниципальные, а также кредитные организации со смешанной формой собственности. При этом Банк России является полностью государственной организацией, поскольку его уставный капитал и иное имущество — федеральная собственность.

Муниципальными признаются коммерческие банки, входящие в банковскую систему РФ и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, одним из учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления.

К частным относятся кредитные организации, уставный капитал и имущество которых находятся в собственности физических лиц или юридических лиц, основанных на частной собственности.

Во всех иных случаях кредитные организации могут быть отнесены к смешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки России, как Сбербанк России и Внешторгбанк России, больше половины акций которых принадлежит государству и находится в управлении Банка России или Правительства России.

В качестве критерия для классификации и объективной оценки кредитных организаций применяется такой критерий, как их финансовое состояние.

Так, было установлено, что в целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка России с точки зрения финансового состояния относят все кредитные организации к одной из двух категорий: первая категория — «финансово стабильные кредитные организации» и вторая категория — «проблемные кредитные организации». При этом к первой категории кредитных организаций были отнесены:

1) кредитные организации без недостатков в деятельности;

2) кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

К кредитным организациям второй категории были отнесены:

1) кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;

2) кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.

Отнесение кредитных организаций к той или иной категории и классификационной группе производится территориальными учреждениями Банка России на основании мотивированного суждения, в соответствии с порядком, на основании критериев и подходов, определенных указанием Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»

Оптимальная репрезентативность

Можно отметить, что еще в том указании, по которому предполагалось определять в России системно значимые банки, 2014 года, было сказано, что в сумме кредитно-финансовые организации, присутствующие в перечне, должны включать не менее 80% от активов банковского рынка России.

Системно значимые банки 2014

В связи с этим некоторые эксперты высказали предположение, что в первом перечне системно значимых учреждений будет порядка 50 организаций. Более того, в интервью СМИ представители ЦБ РФ осенью 2014 сообщали о том, что соответствующий статус должны получить 19 банков, аккумулирующие, в свою очередь, 70% от капитала на национальном рынке.

Кто вошел в десятку лидеров банковской системы?

О том, что ЦБ РФ собирается назвать те банки страны, которые будут признаны системообразующими, было известно ещё в 2014 году. Именно тогда было разработано и обнародовано соответствующее указание от центрального финансового регулятора страны. Однако до последнего момента оставалось невыясненным даже число лидеров банковского сектора России.

В основу оценки Банк России включил такие критерии выделения финансовых институтов, которые реально влияют на функционирование банковской системы страны, как:

  • совокупный объем активов;
  • размер учреждения (включая все его подразделения);
  • объем вкладов физических лиц (в том числе и по отношению к совокупной депозитной массе сформированной гражданами);
  • число сделок на межбанковском рынке;
  • объем средств привлеченных от других финансовых организаций и размещенных в них.

По результатам полномасштабного анализа, проведенного ЦБ РФ, было выявлен топ 10 банков России по надежности в 2020 году:

  1. Сбербанк России
  2. ВТБ
  3. Газпромбанк
  4. Россельхозбанк
  5. Национальный Клиринговый Центр
  6. Альфа-Банк
  7. Банк «ФК Открытие»
  8. Московский Кредитный Банк
  9. Бинбанк
  10. Промсвязьбанк

Было установлено, что по данным за первое полугодие 2020 года на них приходилось 60% активов всех банковских учреждений РФ.

Подходы к оценке системно значимых банков

Итак, мы изучили некоторые критерии, по которым определяются системно значимые банки. Список данных организаций, составленный ЦБ, мы также рассмотрели. Что говорят представители финансовых учреждений и аналитики рынка по поводу целесообразности формирования соответствующего перечня и принципов его составления?

Системно значимые банки России

Так, распространена точка зрения, по которой статус системно значимого банка — это не столько преференция, сколько повышенная ответственность. Кредитно-финансовая организация, получившая его, должна быть готова к выполнению обязательств — связанных как с решением внутриэкономических проблем государства, так и с участием в международных коммуникаций. Представители ЦБ подчеркивают, что банки, которые попали в перечень системно значимых, не должны в безусловном порядке рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства. Главную роль в содействии разрешению возможных проблем, возникающих в учреждении, как отмечают топ-менеджеры ЦБ, должны играть акционеры.

Для чего ЦБ публикует списки системообразующих банков

Наличием таблиц системообразующих банков известный всем Центральный банк РФ демонстрирует населению прозрачность финансово-кредитной системы, а также способность государства ее регулировать.

Если банк уже попал в этот список, то в случае сложной экономической ситуации он может всецело рассчитывать на мощную помощь со стороны государства.

Для обычных граждан список служит путеводителем по надежным финансовым учреждениям, с которыми действительно безопасно иметь дело, не боясь потерять свои деньги.

О рейтинге надежности банков России по данным Центробанка на 2018 год можно узнать из видео.

Критерии отнесения банков к системным: оценки экспертов

Что говорят специалисты по поводу опубликованных на данный момент критериев ЦБ, по которым банки могут отнесены к системно значимым? Так, аналитики весьма позитивно оценивают инициативу ЦБ в аспекте требований по буферам капитала. Вместе с тем многих экспертов интересует, исходя из каких соображений Центробанк установил отмеченные нами выше показатели.

По мнению ряда аналитиков, значимым критерием в оценке устойчивости российских кредитно-финансовых учреждений должно стать качество управления. Если банк возглавляется компетентными менеджерами, то это в любом случае повышает его шансы на успешное преодоление кризисов, а также выполнение тех функций, которые значимы для экономики страны, полагают специалисты.

Новые требования к банкам-лидерам

Если два года тому назад в список попадали банки с самыми большими размерами активов, то уже через два года эти требования значительно ожесточились и дополнились другими показателями, что значительно сократило первичный список:

  • насколько финансовое учреждение соответствует тем требованиям, которые были прописаны в Базель III, а именно в стандартах, по которым рекомендуется проводить деятельность банка, что были разработаны и утверждены еще в 2008 году;
  • норма ликвидности капитала не может быть меньше чем 70%;
  • у банка должен действовать большой размер собственного капитала;
  • хорошее соответствие таких показателей, как материальное количество выданных населению кредитов и выплаченных процентов по депозитам;
  • совершение выгодных сделок на межбанковском пространстве;
  • возрастающее число новых заемщиков денежных средств;
  • наличие буферного капитала.

Догнать лидеров

Банки России, которые внесены ЦБ в перечень системно значимых, также призваны быть образцом для других, возможно, конкурирующих финансовых организаций, считают аналитики.

Список системно значимых банков России

В принципе, их авторитетность в глазах других участников кредитного рынка РФ сомнению не подлежит, считают эксперты, но для менее масштабных организаций было бы неплохо иметь возможность видеть, за счет чего конкретно крупные банки успешно развиваются и позитивно оцениваются регулятором. В связи с этим опубликование ЦБ полного перечня критериев отнесения кредитно-финансовых организаций к системным может стать значимым стимулом для повышения эффективности национальной банковской системы в целом, считают аналитики.

Примечания[править | править код]

  1. О заявлении Совета по финансовой стабильности о стратегических мерах в отношении системно значимых финансовых институтов (неопр.)
    . Центральный банк Российской Федерации (22 ноября 2011). Дата обращения 9 августа 2020.
  2. Базель III (неопр.)
    . banki.ru. Дата обращения 9 августа 2020.
  3. 2018 list of global systemically important banks (G-SIBs) (англ.) (PDF; 176 kB). Secretariat to the Financial Stability Board Bank for International Settlements (16 November 2018). Дата обращения 13 февраля 2020.
  4. О методике определения системно значимых кредитных организаций (неопр.)
    . Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации (28 августа 2015). Дата обращения 9 августа 2020.
  5. Утвержден перечень системно значимых кредитных организаций (неопр.)
    . Центральный банк Российской Федерации (14 октября 2019). Дата обращения 28 марта 2020.
  6. Указание Банка России от 27.11.2018 № 4989‑У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 28 июня 2020 года № 180‑И «Об обязательных нормативах банков».
  7. О введении норматива краткосрочной ликвидности (неопр.)
    . Центральный банк Российской Федерации (7 сентября 2015). Дата обращения 9 августа 2020.
  8. Положение Банка России от 26.07.2017 № 596‑П «О порядке расчета системно значимыми кредитными организациями норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) («Базель III»)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: